Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Общественная палата Республики Башкортостан

Гражданский форум: общественный контроль диктует свои правила

30 Мая 2017
17
0
Проблемы, существующие в общественном контроле и независимой оценке качества услуг в сфере образования, культуры, охраны здоровья и социального обслуживания рассматривались на первой  секции IV Гражданского форума Башкортостана. Участники секции – члены Общественной палаты РБ, ее эксперты, депутаты Госсобрания РБ, заместители глав администраций муниципальных образований региона, представители НКО дискуссировали на тему повышения эффективности проведения общественного контроля, проблемах вовлечения граждан в эту деятельность, как на региональном, так и муниципальных уровнях, регулирования процедур формирования общественных советов, максимальном учете мнений потребителей. Модератором секции выступила председатель Комиссии Общественной палаты РБ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Галия Мухамедьянова.
 
Достаточно серьезную проблему поднял на форуме председатель комиссии Общественной палаты Республики Башкортостан по вопросам законодательства, поддержки гражданских инициатив, свободы слова и взаимодействия с НКО Олег Галин - общественный контроль в местах принудительного содержания граждан. Это особая форма общественного контроля, который доступен не каждой общественной организации. Закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» был принят в 2008 году. В настоящее время ОНК действуют в 93 субъектах РФ. Наблюдательная комиссия была создана и в нашей республике.

- Практика работы комиссии показывает, что для качественного контроля за соблюдением прав человека нужно законодательно расширить число объектов общественного контроля, - говорит Олег Галин. – В этот список должны войти транспортные средства, используемые для перевозки осужденных, арестованных и задержанных граждан, медицинские учреждения, осуществляющие принудительное  психиатрическое освидетельствование граждан, помещения судов, используемые для временного содержания конвоируемых для участия в судебном следствии граждан, служебные, бытовые и другие помещения подразделений осуществляющих принудительное содержание граждан, служебные помещения судебных приставов, используемые для временного содержания граждан, Кроме того, целесообразно наделить членов ОНК статусом неприкосновенности для исключения возможных провокаций со стороны сотрудников силовых структур. Эти меры позволят более качественно осуществлять общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействовать лицам, находящимся в местах принудительного содержания, - подчеркпул председатель ОНК РБ.

Председатель Общественного совета при Минземимуществе РБ Кирилл Волков выступил на тему учета рекомендаций Общественных советов при подготовке нормативно-правовых актов правительства РБ. Как известно большинство проектов формируются министерствами и ведомствами, курирующими соответствующие направления деятельности. Большая часть постановлений регионального правительства затрагивает интересы значительной части населения, или, к примеру, предпринимательского сообщества, а в редких случаях волнуют граждан больше чем, например региональные законы. Если проекты законов субъектов России, могут обсуждаться на нулевых чтениях, или в рамках заседаний профильных комитетов с приглашением экспертного сообщества, а  в дальнейшем принимаются депутатами, которые избраны самими гражданами, то для нормативно правовых актов правительства, возможность проведения такой процедуры общественного обсуждения появилась только в рамках работы Общественных советов при региональных органах исполнительной власти региона. Общественные советы при региональных органах исполнительной власти являются уникальной площадкой для обсуждения готовящихся документов проектов нормативно-правовых актов правительства региона. Качество этой работы в значительной степени определяет эффективность деятельности общественных советов.
 
- В качестве последнего примера могу привести нашу работу, направленную на снижение стоимости выкупа земельных участков при их перераспределении. Это те случаи, когда если у гражданина или организации уже имеется в собственности земельный участок, и он хочет прирезать к нему земли в госсобственности без торгов, и если сейчас стоимость такого выкупа составляет 100% от кадастровой стоимости земельного участка, то мы надеемся, что уже текущем году стоимость будет снижена вдвое, до 50%. Эта работа велась в течении двух лет, и в конце концов, мы убедили экономический блок правительства в необходимости принятия такого решения, - отметил Кирилл Волков. - В качестве рекомендаций. В целях повышения эффективности деятельности общественных советов, хотел бы предложить вменить в обязанность региональных органов исполнительной власти уведомлять свои Общественные советы о каждом проекте нормативно-правового акта, который готовит ведомство, с тем, чтобы Общественный совет мог выбрать для себя наиболее актуальные вопросы и провести общественную экспертизу в отношении них. Сегодня такой обязанности у министерств нет, Общественные советы могут лишь запрашивать интересующую их информацию, и получается так, что часть документов ускользает от внимания общественного контроля.
 
Об организации и проведении независимой оценки качества оказания услуг в медицинских организациях Башкортостана рассказал секретарь Общественного совета при Министерстве здравоохранения РБ, главный врач ГБУЗ Республиканский центр медицинской профилактики Рифмир Хасанов.
 
-  Общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями сгруппированы в пять блоков: открытость и доступность информации о медицинской организации; комфортность условий и доступность получения медицинских услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья; время ожидания в очереди при получении медицинской услуги; доброжелательность, вежливость и компетентность работников медицинской организации; удовлетворенность качеством обслуживания в медицинской организации, обобщил Рифмир Вильмирович.
 
Удовлетворенность потребителей качеством оказания услуг медицинскими организациями, действиями медицинского персонала и другими аспектами медицинского обслуживания определялась путем  социологического опроса населения. Соцопрос проводился в режиме онлайн путем заполнения интерактивных анкет через ссылки-баннеры, размещенные на официальных сайтах Минздрава РБ и медицинских организациях.
 
В этом году условия проведения независимой оценки качества оказания услуг в сфере здравоохранения в несколько усложнились. В требованиях прописано, что на официальных сайтах всех медицинских организаций, санаторно-курортных учреждений, в том числе негосударственных учреждений здравоохранения по отдельному списку нужно было организовать размещение ссылки-баннер на интерактивную форму анкет. Анкетирование проводилось по шести видам анкет: «Амбулаторный условия», Стационарный условия», «Санатории», «Донорство крови», «Психиатрические больницы», «Скорая медицинская помощь». При этом регламентирующий нормативно-правовой акт об утверждении новых видов анкет находится на рассмотрении. Особая трудность заключается в том, что на серверах Минздрава РФ установлены ограничения доступа к заполнению анкет с одного IP-адреса. Таким образом, решается проблема субъективизма, которая не дает возможность вывести объективную оценку электронному голосованию. При этом результаты независимой оценки качества учитываются при применении мер дисциплинарного характера к руководителям медицинских организаций, подведомственных Миздраву РБ. Для негосударственных организаций такой мерой является исключение возможности участия в реализации территориальной программы государственной гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению на следующий год.
 
Рекомендации секции будут доработаны и включены  в общую резолюцию форума.